
В мире много разных видеокамер. Есть студийные, на огромных штативах, ручные, для съемки отпуска, плечевые, для кино и журналистики. И относительно недавно появился еще один класс - PTZ, управляемые камеры.
Pan - Tilt - Zoom. Панорама, наклон, зум. Все очень просто. Видеоголовка расположена на подвесе из трех моторов, один крутит камеру влево-вправо, второй вверх и вниз, а третий мотор управляет увеличением - двигает линзу в объективе.

После выхода таких камер на рынок, они стали популярны в сфере видеонаблюдения. Конечно, ведь оператору охранного комплекса теперь не надо смотреть сразу на 10 экранов с фиксированным планом. Достаточно иногда крутить камеру при помощи пульта, или в автоматическом режиме.
PTZ камеры стали применять в конференц-залах по тем же причинам. Теперь можно взять в кадр любого человека в помещении без участия оператора. При этом камеру можно закрепить на потолок или стену, что сэкономит место и уберёт провода с пола. И конечно интегрировать её в систему автоматизации - включается микрофон докладчика и камера автоматически направляется на него.
Далее телевизионщики и стримеры задумались над использованием PTZ камер в производстве продукции. Матрицы камер стали больше, светосила и оптика прокачалась до необходимого качества картинки.
Как пример, у вас студия с тремя камерами. Первая - статична и берет общий план. Вторая смотрит на ведущего, используется два плана средний и крупный, и третья для гостя, также 2-3 плана.
Классический вариант - две камеры с переключением плана - два оператора.
Для работы людей нужна интерком-связь, режиссеру нужно командовать в нужный момент что и как показать. Студийные камеры бывают разные, но классика - это камкордер с функцией записи. Весит он не очень много, и все же для него нужен не дешевый штатив.
Для управления положением камеры необходимы ручки для штатива и органы управления оптикой камеры. Оператору нужен хороший монитор для контроля картинки. Камере, помимо видеокабеля, нужно отдельное питание.
В итоге получается стоимость: камера + штатив + ручки управления + монитор + работа оператора + интерком связь + питание камеры и монитора. А еще на камере бывает суфлер, что тоже добавляет веса и повышает стоимость штатива.
Теперь заменим обычные камеры на PTZ.
Общий план, камера стоит и не управляется.
Второй план ведущего - для крупного и среднего планов создается две настройки на пульте управления камерами, переход занимает пару секунд.
Третий план - гость. Также программируется средний и крупный план гостя. Конечно можно подстроить ракурс и крупность на пульте управления.
PTZ камеры легче, значит для них подойдут даже недорогие штативы.
Операторы больше не нужны, если даже у вас было 5 человек за камерами, их заменит один оператор-инженер в аппаратной, и ему найдется место рядом с режиссером.
Забудьте про накамерные мониторы. Сигнал контроллируется на мультискрине режиссера и главного оператора.
Интерком-связь не нужна.
Современные PTZ камеры поддерживают питание, передачу сигнала и управление по одному проводу “витая пара”. Больше никаких удлинителей толстых проводов в студии.
Можно сделать много настроек положения камеры и крупности планов, что сэкономит время. И даже, если у вас аппаратный пульт со входами SDI или HDMI, то нет никакой проблемы прокинут до каждой камеры сетевой кабель и видеокабель.
В итоге, PTZ камеры выгоднее, им не нужно дополнительное оборудование.
Они экономичнее, нескольких операторов может заменить один.
Камеры удобнее в использовании - при помощи пульта можно управлять всеми параметрами любой из камер.

И это очень гибкое решение, за счет небольшого веса и габаритов можно перенести съемочный комплекс в другое место, для выездной съемки, или в другой студии.
Не бойтесь новых технологий, PTZ камеры не только для охранных комплексов или конференц-залов, их смело можно применять в броадкастинге и стриминге, особенно, если у вас спокойный стиль съемок. Интервью, блоги, презентация продукта, новости, виртуальная студия с хромакеем. Хотя такие решения применяют даже в футболе, допустим для общих планов, или специальных съемок в труднодоступных местах, куда оператор просто не поместится.
Технология передачи видеосигнала по локальной сети - NDI позволяет уйти от классических проводов SDI и HDMI и поднять уровень вашего производства на новые высоты. А компания Пролэнд вам в этом поможет. У нас есть широкий ассортимент PTZ камер HD и 4K:
